СтатьиПартнерский материал

Зачем программисту выступать на конференциях?

Выступление на ИТ-конференциях может казаться бесполезной тратой времени и сил. Однако, если есть возможность стать спикером и компания готова помочь с подготовкой, стоит рассмотреть такой вариант. Эксперт по связям с профессиональным сообществом Контура Роман Неволин объясняет, зачем делать доклады и рассказывать о результатах своей работы.

⏱ Время прочтения — 5 минут

Зачем программисту выступать на конференциях?
Роман Неволин, эксперт по связям с профессиональным сообществом Контура

Зачем делать доклады

Я работаю экспертом по связям с профессиональным сообществом, или DevRel, в Контуре. В задачи входит развивать инженерную культуру в компании и транслировать ее вовне. Сейчас в нашей DevRel-команде четыре человека, включая меня. К нам приходят разработчики, которые хотят делиться экспертизой на митапах, конференциях, хакатонах и других мероприятиях. Мы пишем статьи, выпускаем подкасты, снимаем ролики для YouTube и организовываем конференции.

Делать доклады, конечно же, сложно: это отнимает много времени, нужно детально изучить тему, а потом еще и понервничать на самом выступлении. Зачем и кому всё это нужно? Я разобью мотивацию выступать на две части: зачем выступления нужны вам и чем они полезны вашей компании, в моем случае Контуру.

Личный бренд — это полезно

Он пригодится вам как на текущей работе, так и при поисках новой. Участие в конференциях часто учитывается как один из показателей прокачанных софт скилов. Это весомый аргумент для повышения в должности или в зарплате. Если говорить про известность в профессиональном сообществе, из личного опыта могу сказать, что у нее много различных бонусов. Мне это, например, позволяет при подготовке мероприятий легко найти контакты экспертов по нужной теме.

Конференции помогают наладить контакт и пообщаться с экспертами

Мое любимое место на офлайновых конференциях — спикерская. Комната, где докладчики ждут своего выступления, готовятся, пьют кофе и общаются друг с другом. Потому что спикерская того же DotNext (конференция разработчиков) — единственное место, где собирается большое количество экспертов по .NET. Причем обычно настроенных пообщаться на любые темы.

Например, накануне первого выступления на DotNext я читал книгу Саши Гольдштейна Pro .NET Performance — не то чтобы это было как-то связано с моим выступлением, просто интересна была эта тема в тот момент. А на конференции я неожиданно для себя встретил его в спикерской. Возможность обсудить какие-то моменты из книги с ее автором сильно порадовала.

Доклад — это классный способ собрать знания воедино и углубить их

Выступление на конференции очень помогает упорядочить знания. Вы структурируете информацию, видите пробелы и углубляете знания, в том числе за счет вопросов, которые вам задают на конференции.

Иногда это же и пугает, потому что в процессе подготовки возникает ощущение «да я же и сам недостаточно понимаю тему выступления, как я могу про нее рассказывать». Но это нормально: ни один докладчик не знает свою тему на 100%. Всегда найдется какой-нибудь вопрос, на который он не сможет ответить. В этом нет ничего плохого, и как раз такие вопросы и являются одной из самых важных причин выступать, они позволяют вам найти пробелы в знаниях.

А еще на любой конференции есть программный комитет, в который входят лучшие эксперты по теме. Они готовы дать вам фидбэк по вашему докладу и помочь его улучшить. Тоже приятный бонус.

Это возможность легко делиться информацией

В июле прошлого года я делал доклад об ошибках, которые часто допускают при написании тестов. Мне практически не пришлось к нему готовиться, потому что ровно об этом же я рассказывал каждый раз, попадая в новые команды. Меня стабильно не устраивало качество тестов, хотелось его улучшить, и я постоянно делился всем, что может в этом помочь.

Теперь у меня есть отличная запись с этим материалом. И вместо очередного созвона и личного рассказа, я могу просто кидать ссылку на выступление.

Это возможность продвинуть изменения

Это относится в основном к внутренним докладам. Часто нас не устраивает что-то в команде или компании в целом: отдельные практики, часто встречающиеся ошибки, игнорирование некоторых полезных инструментов и так далее.

Хорошо подготовленный доклад — это возможность продвинуть свою позицию, обсудить ее, найти единомышленников и устроить маленькую славную революцию.

В общем, выражать свое недовольство существующим порядком вещей через доклады — это полезно. Так вы действительно получите возможность что-то изменить.

Это бывает весело!

Последние несколько лет я выступал на конференциях в основном из-за того, что мне это нравится. Стоять на сцене с микрофоном и с умным видом что-то вещать бывает очень приятно. А к этому еще и прилагается куча преимуществ, перечисленных выше!

Разумеется, это работает не для всех. Но есть только один способ узнать, нравится ли вам выступать, — попробовать.

Зачем выступления компании

Мы в Контуре часто помогаем нашим ребятам подготовиться к участию в конференции, проводим внутренние выступления. Зачем нам это как компании и зачем это контуровцам?

Основная задача — нанять классных людей

Главная причина, почему мы этим занимаемся, — нанять в Контур побольше классных людей. А для этого нужно построить репутацию, показать людям, что происходит в компании. Причем репутация — это не слоган «Контур — самая лучшая компания для всех на свете», а полноценный образ. С пониманием всех деталей и особенностей, культуры, привычек, важных для нас понятий и так далее. Наша цель — не рассказать, что Контур лучший, а показать происходящее в нем максимально подробно. И в Контуре глобально, и в конкретных командах.

Доклады в этом плане очень важны. Они помогают показать не только задачи и проблемы, но и людей из команд, с которыми потенциальные кандидаты будут дальше работать. И именно поэтому важно продемонстрировать ситуацию со всех сторон, с недочетами и шероховатостями.

Кстати, рассказы о проблемах показывают и то, что мы над ними работаем. Например, у нас есть репутация компании, в которой много легаси. Докладами мы можем показать, что мы с этим делаем — мигрируем, пишем специальные инструменты и прочим образом стараемся улучшить ситуацию. Если же об этом не говорить — репутация никак не поменяется.

Выступления помогают обкатывать идеи и получать фидбэк

Рассказывая о задачах, над которыми работаем, мы можем лучше сформулировать решения. Пока готовишь доклад, иногда начинаешь видеть какие-то несовершенства в реализации, думать о потенциальных улучшениях и прочем.

А еще выступление — это всегда фидбэк и коммуникация. Вы обсуждаете ваш подход с другими людьми, они указывают на проблемы и слабости, предлагают улучшения и в целом помогают расти. И вместе с тем выступление помогает распространить хорошие практики внутри компании, показывая их другим людям и объясняя их смысл.

Выступления помогают людям расти

Пока вы готовите доклад, вы смотрите на свои знания со стороны. Часто оказывается, что во вроде бы знакомой вам вдоль и поперек области находятся белые пятна и неизвестные для вас особенности.

В процессе подготовки эти пробелы частенько устраняются, а после доклада слушатели могут поделиться с вами новой информацией.

Выступления развивают софт скилы. Вы учитесь собирать и доносить информацию, мотивировать, приводить аргументы и так далее. Все эти навыки очень важны в повседневной работе. Поэтому компании готовы помогать ИТ-специалистам готовиться к конференциям, находить интересные мероприятия для выступлений и другими способами растить экспертность сотрудников.

🚩 Материал был полезен? Поделитесь им с друзьями в соцсетях!
Кнопка репоста — в шапке статьи

К другим статьям
Вакансии дня